29.03.2023
Два года на базе Российской детской клинической больницы (РДКБ) РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России функционирует Центр телемедицинского консультирования и госпитализации. За это время специалисты федеральной клиники провели 30 тысяч консультаций для врачей из всех регионов страны, включая новые субъекты РФ.
«Возможности Центра позволяют оказывать дистанционную помощь коллегам из медицинских организаций разных регионов России и зарубежных стран, оперативно консультировать их по вопросам диагностики и лечения детей, включая экстренную и реанимационную помощь при чрезвычайных ситуациях, — рассказала директор Российской детской клинической больницы Елена Ефимовна Петряйкина. — Ключевое преимущество телемедицины — повышение доступности федеральных клиник и консультаций ведущих экспертов для пациента и врача. Максимально быстрое привлечение федеральных экспертов к оказанию медицинской помощи в тяжелых случаях позволяет улучшить исход лечения вне зависимости от географической удаленности больницы и ее лечебно-диагностических возможностей».
Заявки на проведение консультаций поступают в Центр по защищенным каналам связи через федеральные системы телемедицинских консультаций. Администратор в круглосуточном режиме принимает запросы, обрабатывает и передает экспертам, которые отвечают на них, как правило, в форме письменного заключения. В ряде случаев помощь оказывается посредством видеоконсультации. Необходимость видеоконференцсвязи могут определить как врачи региона, так и консультанты федеральной клиники.
«Для оказания экстренных консультаций Центр работает круглосуточно, с возможностью подключения всех необходимых специалистов 24/7. Каждый из трех залов для видеоконференций оборудован камерой высокого разрешения, микрофоном высокой чувствительности, мониторами, системами для быстрого сканирования и ввода документации», — рассказал руководитель Центра телемедицины Дмитрий Владимирович Прометной.
Развитая цифровизация процесса приема и обработки заявок на консультацию, разработка и внедрение модуля телемедицинского консультирования в действующую медицинскую информационную систему клиники позволили не только увеличить количество обращений, но и существенно ускорить получение ответа. На прием одной заявки обычно уходит от двух до пяти минут. В это время включены не только прием и обработка документов, но и назначение консультанта и маршрутизация запроса врачом-экспертом.
«Обработка сложных запросов требует несколько большего времени, но обычно не превышает 15 минут. Оптимизация бизнес-процессов позволила обеспечивать ответ на экстренные и неотложные обращения в декретированные сроки — от 2 до 24 часов, в зависимости от срочности. Ответ на плановые заявки обычно предоставляется в течение трёх рабочих дней», — отметил Дмитрий Владимирович.
Чаще всего в телемедицинский центр обращаются за консультацией пациентов с генетической патологией — более 1600 консультаций в год, и неврологическими заболеваниями — более 2300. Также востребован хирургический профиль: нейрохирургия, сердечно-сосудистая и реконструктивно-пластическая хирургия.
Телемедицинский центр Российской детской больницы начал свою работу в 2020 году: тогда в крупных медицинских организациях, в рамках действующих Национальных медицинских исследовательских центров, были созданы федеральные дистанционные реанимационные консультативные центры (ФДРКЦ) для консультирования больных с новой коронавирусной инфекцией, находящихся в отделениях реанимации. Всего в РДКБ было проконсультировано порядка 5000 пациентов с COVID-19.
«В 2020 году благодаря телемедицинским технологиям удалось спасти жизнь ребёнку с крайне тяжелым заболеванием, — рассказал Дмитрий Владимирович. — На момент обращения ковид у мальчика протекал нетипично: присутствовал небольшой парез нижних конечностей и синдром Гийена-Барре. Он был госпитализирован в стационар по месту жительства в тяжелом состоянии — ребёнок не мог ходить, нарастала дыхательная недостаточность. В режиме постоянной связи наши врачи корректировали его лечение и благодаря плодотворному взаимодействию ребёнок не просто выжил, но и смог вернуться к нормальной жизни».
Российская детская клиническая больница является крупнейшей многопрофильной детской клиникой России, оснащенной современным диагностическим и лечебным оборудованием. Коечный фонд РДКБ составляет 1025 коек. Медицинская помощь оказывается по 30 профилям, в состав больницы входит 48 отделений. Ежегодно высококвалифицированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, получают порядка 30 тысяч пациентов не только из всех регионов России, но и ближнего и дальнего зарубежья. Хирургами РДКБ проводится более 15 тысяч операций в год.