15.10.2024
Специалисты Российской детской клинической больницы Минздрава России провели успешное лечение и реабилитацию девочки с тяжелым поражением почек и центральной нервной системы. Ребенок поступил в клинику в состоянии комы, но благодаря комплексной терапии и программе реабилитации сейчас она может ходить, говорить и наверстывает школьную программу.
11-летняя Маша из города Раменского Московской области поступила в отделение реанимации и интенсивной терапии РДКБ в состоянии комы. По результатам проведенного МРТ-исследования было выявлено серьезное поражение головного мозга. У ребенка не функционировали почки, полностью отсутствовало выделение мочи, и был выраженный гипертонус мышц конечностей.
По результатам проведенных исследований мультидисциплинарный консилиум врачей установил диагноз атипичное течение гемолитико-уремического синдрома.
«Это очень тяжелое заболевание, причиной его развития является чрезмерная активация системы комплемента иммунной системы организма — комплекса защитных белков, постоянно присутствующих в крови. Она начинает атаковать мелкие кровеносные сосуды пациента, в них происходит множественное образование тромбов, что приводит к поражению различных органов. Как правило, в первую очередь страдают почки, нередко — центральная нервная система пациента, легкие, сердце», — объяснила Эдита Петросян, руководитель Центра нефрологии РДКБ, д.м.н., профессор.
Врач отметила, что атипичный гемолитико-уремический синдром развивается стремительно: поначалу у ребенка из-за нарушения функции почек отмечается вялость, потеря аппетита, боли в животе, тошнота. Но когда поражение достигает головного мозга, состояние ухудшается очень быстро — ребенок теряет сознание и может впадать в кому.
«Стандартом лечения при атипичном гемолитико-уремическом синдроме является таргетная терапия, которая подавляет неконтролируемую активность системы комплемента. Положительную динамику в состоянии Маши мы отметили уже после первого введения — у нее улучшилась функция почек, появилась моча, ребенок вышел из состояния комы, хотя когнитивная деятельность оставалась нарушенной», — добавила Эдита Петросян.
С первого дня нахождения в отделении реанимации врачи-реабилитологи проводили Маше лечебную гимнастику с целью профилактики развития ограничения подвижности в суставах. Когда состояние девочки стабилизировалось, и специалисты подтвердили положительную динамику функции почек в отделении нефрологии, ребенка перевели в отделение медицинской реабилитации для восстановительного лечения.
«Когда Маша поступила к нам, она не реагировала на просьбы, не фиксировала взгляд, пребывала в вынужденной зажатой позе с подогнутыми руками и ногами, утратила все двигательные навыки. Реабилитацией девочки занималась большая мультидисциплинарная команда: неврологи, врачи и инструкторы по лечебной физкультуре, эрготерапевты, логопеды, нейропсихологи. День Маши был поминутно расписан всеми возможными занятиями, которые могли улучшить ее состояние», — рассказала Гульшат Газизянова, врач по лечебной физкультуре.
Первое время Маше проводили локальную гипотермию головного мозга — контактное отведение тепла от волосистой поверхности кожи головы, которое запускает геномное перепрограммирование и дает клеткам головного мозга возможность восстановиться после повреждения.
Процесс реабилитации девочки занял целый год. За это время специалисты проводили Войта-терапию, лечебную физкультуру, занятия на платформе Галилео и других тренажёрах. Процедуры были направлены на восстановление ранее утраченных двигательных навыков, возвращение контроля над движениями, увеличение объема движений в суставах, восстановление нормального мышечного тонуса. А для возвращения когнитивных способностей девочка занималась с нейропсихологами и логопедами.
Благодаря усилиям мультидисциплинарной команды через год Машу было уже не узнать — ребенок, который поступил в состоянии комы, снова смог самостоятельно ходить и полноценно общаться.
В дальнейшем девочка будет находиться на динамическом наблюдении в нефрологическом отделении для контроля функции почек и получения таргетной терапии, а сейчас — активно осваивает учебную программу, чтобы вернуться к обучению в школе.